Нуар, кам ту май будуар
20 января 2022 г.
Рецензия на сериал «Каштановый человечек»
«Каштановый человечек» сразу заходит с козырей: в конце 80-х в датской деревушке, где самым ужасным преступлением годами были незапертые ворота и сбежавшие через них коровы, происходит нечто из ряда вон выходящее: кто-то вырезал целую семью фермеров. Камера выхватывает крупные планы места преступления — брызги, лужи и подтеки крови на обшарпанных деревянных панелях. Изуродованные тела, дрожащий, еле живой мальчик в темном углу. И на одном из грубо сколоченных столов — ряд маленьких фигурок из каштанов. Любой поклонник скандинавских нуаров мгновенно поймет — он попал в правильное место. И подумает: «А вдруг получится не хуже культового "Убийства"?..».
И получилось. Полагаем, во многом благодаря Сорену Свейструпу — автору романа «Каштановый человечек», соавтору снятого по нему сериала, одному из продюсеров американского «Убийства» и создателю его оригинальной, датской версии. Заданный в открывающем сегменте темп держится на протяжении всего шоу, каждая серия заканчивается клиффхэнгером, безапелляционно вынуждающим включать следующую, а представленные «кейсы», то есть в данном случае — убийства, преследования и схватки — чрезвычайно кровавы и неприглядны даже для насмотренного зрителя. В общем, скучать не придется.
При этом «Каштановый человечек» не требует от вас море терпения, как, скажем, «Полуночная месса». Все самое-самое здесь происходит буквально в каждом эпизоде, будь это очередная жертва с ампутированными кистями или раскрытые словно случайно, походя, душераздирающие подробности личной жизни главных героев. Их здесь двое. Мать-одиночка Найя Тулин, у которой есть отношения без обязательств, маленькая дочь и желание перевестись на работу поспокойней, берется за раскрытие зверского убийства женщины. Загадочный сотрудник Европола Марк Хесс, отряженный ей в напарники, прячется в работе от пережитой семейной трагедии. Вскоре оказывается, что это не одно преступление, а серия, которую объединяют... фигурки из каштанов. А еще, возможно, преступник как-то связан с исчезновением дочери местной чиновницы. Девочка пропала год назад, виновного нашли и посадили, но что-то тут явно не сходится.
Основная сюжетная линия разворачивается в современности, и флэшбэков в фермерский дом в ней не предполагается. Но фокус в том, что на протяжении всех шести эпизодов вы не сможете выбросить ту сцену из головы, равно как и самостоятельно догадаться, кто тут главный злодей. По крайней мере, не сразу. Кроме того, по мере продвижения сюжета и увеличения количества изуродованных тел «Каштановый человечек» становится все более сложным и запутанным, но — запутанным самым восхитительным образом. Найя и Марк, как два травмированных проводника, ведут нас к разгадке каждый по своему пути. Тем временем постепенно раскрываются мотивы преступника, и они настолько неоднозначные, что заставляют зрителя насупить брови. А если у зрителя есть дети — еще и быстренько, не теряя нити повествования, провести ревизию собственной родительской состоятельности.
Несовершенство системы органов опеки, приводящее к плачевным последствиям, — боль не только скандинавского общества. Но здесь эта проблема, обернутая в окровавленный фантик детективного триллера, начинает приобретать очертания катастрофы, когда за скупыми фразами анонимных доносов проглядывает кривая улыбка социопата. «Не мы такие — жизнь такая», — как бы пытается нам сказать тот, за кем ведется охота. Но кто-то, по его мнению, все-таки должен понести наказание. И когда вы узнаете, кто именно и за что конкретно, осудить этого самопровозглашенного палача вот так однозначно, как хотелось бы, получится не у всех.
Что касается визуальной составляющей шоу, тут придраться не к чему: в реалистичность происходящего на экране хоть и не хочется верить, но не поверить невозможно, присущая скандинавским нуарам мрачная стилистика выверена до мельчайших деталей (изобразить на экране детскую поделку так, чтобы от нее стыла кровь в жилах, — та еще задачка), а природа-погода, дождливая и промозглая, подчеркивает общую атмосферу безнадежности и безвыходности. Плюс приглушенный белый холодный свет в помещениях, создающий эффект морга на пустом месте. В общем, сплошное «б-р-р-р» — все, за что мы любили «Убийство» и полюбим «Каштанового человечка».
То же самое можно сказать про персонажей: оба детектива будто срисованы из методички по скандинавским нуарам — прожженные, разочаровавшиеся, погруженные в работу, с трудом справляющиеся с другими сферами своей жизни. Сыгравшие их Даника Курцик и Миккель Боэ Фёльсгор убедительно изображают людей, которые за свою жизнь столько раз заглядывали в бездну склизкого ужаса, что сейчас торопятся побыстрее миновать стадию рефлексии и заняться уже наконец своим делом. Настоящей одой профдеформации становится серия, в которой Хесс приволакивает на работу тушу свиньи, чтобы наглядно на ней показать — если рубить человека мачете, на мачете останется не только кровь, но и следы костной ткани в зазубринах. Да вот же, посмотрите сами... Нам, конечно, эти знания никогда не пригодятся, зато героя данная сцена раскрывает за две минуты.
Зритель — создание капризное, обладающее тонкой душевной организацией. То ему подавай зрелища яркого, цветастого и веселого, ведь и так в жизни слишком много мрачняка, но проходит время, и он все равно ищет себе контента потяжелее — чтоб как в тот раз, когда смрадные болота Луизианы навсегда стали синонимом ада на Земле. К счастью, есть еще у телевизионных сценаристов порох в пороховницах, а у Netflix — золото в казне, позволяющее снимать проекты любой тональности, но непременно такие, чтобы от первой и до последней серии ты не жалел, что «сел за баранку этого пылесоса». «Каштановый человечек» — идеальный пример захватывающей поездки по пещере ужасов, выход из которой искать будет сложно, но увлекательно.
Кстати, пишите в комментариях, какие у вас были версии насчет убийцы и на какой сцене вы раскрыли его личность...
И получилось. Полагаем, во многом благодаря Сорену Свейструпу — автору романа «Каштановый человечек», соавтору снятого по нему сериала, одному из продюсеров американского «Убийства» и создателю его оригинальной, датской версии. Заданный в открывающем сегменте темп держится на протяжении всего шоу, каждая серия заканчивается клиффхэнгером, безапелляционно вынуждающим включать следующую, а представленные «кейсы», то есть в данном случае — убийства, преследования и схватки — чрезвычайно кровавы и неприглядны даже для насмотренного зрителя. В общем, скучать не придется.
При этом «Каштановый человечек» не требует от вас море терпения, как, скажем, «Полуночная месса». Все самое-самое здесь происходит буквально в каждом эпизоде, будь это очередная жертва с ампутированными кистями или раскрытые словно случайно, походя, душераздирающие подробности личной жизни главных героев. Их здесь двое. Мать-одиночка Найя Тулин, у которой есть отношения без обязательств, маленькая дочь и желание перевестись на работу поспокойней, берется за раскрытие зверского убийства женщины. Загадочный сотрудник Европола Марк Хесс, отряженный ей в напарники, прячется в работе от пережитой семейной трагедии. Вскоре оказывается, что это не одно преступление, а серия, которую объединяют... фигурки из каштанов. А еще, возможно, преступник как-то связан с исчезновением дочери местной чиновницы. Девочка пропала год назад, виновного нашли и посадили, но что-то тут явно не сходится.
Основная сюжетная линия разворачивается в современности, и флэшбэков в фермерский дом в ней не предполагается. Но фокус в том, что на протяжении всех шести эпизодов вы не сможете выбросить ту сцену из головы, равно как и самостоятельно догадаться, кто тут главный злодей. По крайней мере, не сразу. Кроме того, по мере продвижения сюжета и увеличения количества изуродованных тел «Каштановый человечек» становится все более сложным и запутанным, но — запутанным самым восхитительным образом. Найя и Марк, как два травмированных проводника, ведут нас к разгадке каждый по своему пути. Тем временем постепенно раскрываются мотивы преступника, и они настолько неоднозначные, что заставляют зрителя насупить брови. А если у зрителя есть дети — еще и быстренько, не теряя нити повествования, провести ревизию собственной родительской состоятельности.
Несовершенство системы органов опеки, приводящее к плачевным последствиям, — боль не только скандинавского общества. Но здесь эта проблема, обернутая в окровавленный фантик детективного триллера, начинает приобретать очертания катастрофы, когда за скупыми фразами анонимных доносов проглядывает кривая улыбка социопата. «Не мы такие — жизнь такая», — как бы пытается нам сказать тот, за кем ведется охота. Но кто-то, по его мнению, все-таки должен понести наказание. И когда вы узнаете, кто именно и за что конкретно, осудить этого самопровозглашенного палача вот так однозначно, как хотелось бы, получится не у всех.
Что касается визуальной составляющей шоу, тут придраться не к чему: в реалистичность происходящего на экране хоть и не хочется верить, но не поверить невозможно, присущая скандинавским нуарам мрачная стилистика выверена до мельчайших деталей (изобразить на экране детскую поделку так, чтобы от нее стыла кровь в жилах, — та еще задачка), а природа-погода, дождливая и промозглая, подчеркивает общую атмосферу безнадежности и безвыходности. Плюс приглушенный белый холодный свет в помещениях, создающий эффект морга на пустом месте. В общем, сплошное «б-р-р-р» — все, за что мы любили «Убийство» и полюбим «Каштанового человечка».
То же самое можно сказать про персонажей: оба детектива будто срисованы из методички по скандинавским нуарам — прожженные, разочаровавшиеся, погруженные в работу, с трудом справляющиеся с другими сферами своей жизни. Сыгравшие их Даника Курцик и Миккель Боэ Фёльсгор убедительно изображают людей, которые за свою жизнь столько раз заглядывали в бездну склизкого ужаса, что сейчас торопятся побыстрее миновать стадию рефлексии и заняться уже наконец своим делом. Настоящей одой профдеформации становится серия, в которой Хесс приволакивает на работу тушу свиньи, чтобы наглядно на ней показать — если рубить человека мачете, на мачете останется не только кровь, но и следы костной ткани в зазубринах. Да вот же, посмотрите сами... Нам, конечно, эти знания никогда не пригодятся, зато героя данная сцена раскрывает за две минуты.
Зритель — создание капризное, обладающее тонкой душевной организацией. То ему подавай зрелища яркого, цветастого и веселого, ведь и так в жизни слишком много мрачняка, но проходит время, и он все равно ищет себе контента потяжелее — чтоб как в тот раз, когда смрадные болота Луизианы навсегда стали синонимом ада на Земле. К счастью, есть еще у телевизионных сценаристов порох в пороховницах, а у Netflix — золото в казне, позволяющее снимать проекты любой тональности, но непременно такие, чтобы от первой и до последней серии ты не жалел, что «сел за баранку этого пылесоса». «Каштановый человечек» — идеальный пример захватывающей поездки по пещере ужасов, выход из которой искать будет сложно, но увлекательно.
Кстати, пишите в комментариях, какие у вас были версии насчет убийцы и на какой сцене вы раскрыли его личность...
Читайте также
Последние комментарии
Все комментарии (29)
Все комментарии (29)
Painio
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
21 января 2022 в 17:53:02
У "Убийства" первый сезон состоял из 20 серий, но, видимо, жадный Нетфликс дал денег только на шесть. За 20 серий можно хорошо раскрыть персонажи и не так откровенно намекать на убийцу.
Panda41
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
20 января 2022 в 20:11:25
странно, что на tvmaze у сериала статус to be determined, у него же не будет продолжения
Katran_80
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
21 января 2022 в 20:27:37
Сериал официально пока ещё не закрыт просто! Насчёт продолжения информации не было ещё, но всё может быть ...
Panda41
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
21 января 2022 в 20:44:36
учитывая что это мини-сериал, то о продолжении и речи быть не может, если только нетфликс не решит сделать то же самое, что сделали создатели с табу
COOTBETCTBEHHO
Зритель
Зритель
20 января 2022 в 20:12:30
Очередная среднекачественная датская хтонь про самокопание, трупы и цветокор сепия
Семен Зильберштерн
troll90 | Заслуженный зритель
troll90 | Заслуженный зритель
20 января 2022 в 20:16:42
При чем тут нуар? Пинтересуйтесь тем что такое нуар чтобы глупости не писать. Ах да, простите, это ведь не нуар, это "скандинавский нуар". Тогда лепить можно что угодно. "Джентльмены удачи" это мосфильмовский нуар а "Кавказская пленница" это ялтинский нуар. Чудить и я умею.
еще 6
комментариев
spites
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
21 января 2022 в 18:41:30
> транки тут приплетать не надо, это ваши домыслы
Ну да, конечно, сидевшие в плену у маньяков целый год дети вырастают психически здоровыми и счастливыми. Не знаю, как в выдуманном мире, в реальном вот девочку 5 лет с рождения держали в палате платной клиники и теперь ее новая приемная семья буквально живет вместе с психологом.
> Зло уничтожено, несбыточная мечта убитых горем родителей сбылась. Да это покруче иной рождественской истории.
И в чем собственно проблема? Если бы она сдохла, то тогда это был бы скандинавский нуар? На том, что она жива, строится весь сюжет, не ну могли конечно наставить отпечатков, а потом ее грохнуть, а в конце нашли ее изгнивший труп в лесу, то стало бы лучше? Принадлежность к тому или иному жанру не зависит от того, удовлетворил ли сериал ваши ожидания или нет. Зло в любом детективе всегда будет уничтожено. На всех ресурсах сериал обозначен как "образцовый скандинавский нуар", в чем лично у меня сомнений не возникло. Сабж не привносит ничего нового в жанр и довольно скучен, но это совсем другая история.
Ну да, конечно, сидевшие в плену у маньяков целый год дети вырастают психически здоровыми и счастливыми. Не знаю, как в выдуманном мире, в реальном вот девочку 5 лет с рождения держали в палате платной клиники и теперь ее новая приемная семья буквально живет вместе с психологом.
> Зло уничтожено, несбыточная мечта убитых горем родителей сбылась. Да это покруче иной рождественской истории.
И в чем собственно проблема? Если бы она сдохла, то тогда это был бы скандинавский нуар? На том, что она жива, строится весь сюжет, не ну могли конечно наставить отпечатков, а потом ее грохнуть, а в конце нашли ее изгнивший труп в лесу, то стало бы лучше? Принадлежность к тому или иному жанру не зависит от того, удовлетворил ли сериал ваши ожидания или нет. Зло в любом детективе всегда будет уничтожено. На всех ресурсах сериал обозначен как "образцовый скандинавский нуар", в чем лично у меня сомнений не возникло. Сабж не привносит ничего нового в жанр и довольно скучен, но это совсем другая история.
Семен Зильберштерн
в ответ на комментарий
troll90 | Заслуженный зритель
troll90 | Заслуженный зритель
21 января 2022 в 22:42:21
Вы сначала диплом клинического психолога получите, которого у вас очевидно нет, а потом уже мультяшным персонажам диагнозы раздавайте и назначайте лечение. Смех один.
И сюжет никак не зависит от того жива девочка или нет, вы плохо сериал смотрели. А принадлежность к жанру напрямую относится к ожиданиям. Иначе зачем нужно понятие "жанр"? У вас суждения пятикласника, даже в терминах кошмар. Проблема не в том что зло уничтожено а в том что нет "размытой грани" между героем и антигероем. Вы сами хоть поняли что за статью из википедии цитировали? Это не нуар, еще раз для непонятливых, это обычная криминальная драма. Если на ваших ресурсах сидят лохи для которых место действия, детективный сюжет и низкая цветность картинки уже повод для отнесения произведения к жанру нуар, "скандинавский нуар" простите, просто делайте вдоль и продолжайте лузгать семки.
И сюжет никак не зависит от того жива девочка или нет, вы плохо сериал смотрели. А принадлежность к жанру напрямую относится к ожиданиям. Иначе зачем нужно понятие "жанр"? У вас суждения пятикласника, даже в терминах кошмар. Проблема не в том что зло уничтожено а в том что нет "размытой грани" между героем и антигероем. Вы сами хоть поняли что за статью из википедии цитировали? Это не нуар, еще раз для непонятливых, это обычная криминальная драма. Если на ваших ресурсах сидят лохи для которых место действия, детективный сюжет и низкая цветность картинки уже повод для отнесения произведения к жанру нуар, "скандинавский нуар" простите, просто делайте вдоль и продолжайте лузгать семки.
spites
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
21 января 2022 в 23:54:52
На сей обозленный высер отвечать не стану, ибо вы не можете держать себя в рамках приличия и грамотно формировать свои мысли. Проще говоря, сударь, переходя на личности, продемонстрировали что вы полный дегенерат и на ноль помножили свои потуги деревенского мегакритика.
MrBrooks
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
20 января 2022 в 21:05:05
Начал читать и понял, что продолжать не стоит после этого: "Изуродованные тела, дрожащий, еле живой мальчик в темном углу." Какой мальчик?!?!? Прежде чем писать, можно хотя бы первую серию сериала посмотреть. Там девочка была, сестра мальчика, который и завалил всех кто над ними издевался. Писатели, лишь бы написать что-то.
По сериалу. До "Убийства" конечно не дотягивает, но в качестве детектива посмотреть можно. И есть некоторое сходство персонажей с "Убийством".
По сериалу. До "Убийства" конечно не дотягивает, но в качестве детектива посмотреть можно. И есть некоторое сходство персонажей с "Убийством".
WhiteWarrior
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
20 января 2022 в 23:13:04
приперлись критики, идите в 4400 - давно вам толстых, голубых, хромых негров и китаёз не показывали?
Denis173
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
21 января 2022 в 15:21:44
Неплохой сериал,но финал действительно слабоват!
uranael
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
21 января 2022 в 23:42:24
Сериал начинался неплохо, но тупость поступков персонажей в последних сериях просто поразила и испортила все впечатление... Слабовато
Artem Bozok
artembozhok1995 | Постоянный зритель
artembozhok1995 | Постоянный зритель
23 января 2022 в 12:49:24
Крутой сериал!Мне понравился
Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Заслуженный зритель
"Насмотренный зритель"... мда, очень литературно.
"подавай зрелища" - глагол "подавать" требует винительного падежа "кого? что?". Подавать человека (кого?), но подавать зрелищЕ (что?). Одушевлённое, неодушевлённое, вот это вот всё.
В общем, иди обратно в контактик, мальчик (или девочка). Или в школу.
по теме: "Убийство" на два порядка выше, чем этот сериал. Половина образов не раскрыта вообще, половина появились с сериале просто для забития эфирного времени. Главгад притянут за уши, без всякого понимания, как работает система в целом. К тому же с невероятной способностью выкрасть жертву буквально перед носом у полиции и убить её (довольно странным способом) за 5 минут, хотя там понадобилось бы намного больше времени.