Дайте уже человеку его пиццу!
10 октября 2024 г.
Премьера сиквела «Платформы»
Испанский режиссер Гальдер Гастелу-Уррутия уверен: самые страшные хорроры не связаны с монстрами — люди способны сами устроить себе ночной кошмар наяву, особенно если лишить их человеческого достоинства. Его фильм «Платформа» пять лет назад ошеломил зрителей тем, как быстро и правдоподобно его герои потеряли себя. И самым тревожным оказалось то, что публике по эту сторону экрана было вовсе не очевидно, что они не поступили бы так же, ведь триггером к краху стала самая базовая вещь в пирамиде наших потребностей — еда. Снятый, как говорится, дешево, но сердито, фильм потряс до глубины души тем, что люди не способны договориться даже ради потенциального блага для всех. Вставший в один ряд с герметичными хоррорами «Куб», «Эксперимент» и став вертикальной версией такого же наглядного образца социальной борьбы, антиутопии «Сквозь снег», проект оказался тем самым зрелищем, за которым и наблюдать гадко, но и отвернуться невозможно.
В продолжении «Платформы» Гальдер Гастелу-Уррутия пошел еще дальше. Первая часть била по страху перед истощением ресурсов и активизировала в людях первобытный инстинкт выживания, да еще и вышла в ковидное время. А вот сиквел переключился на социальную проблематику, по ходу указав на самый губительный наш импульс — жажду власти. В Яме, придуманной чьим-то извращенным сознанием тюрьме более чем в 300 этажей, после бесчинства первой картины завелись кланы, самоуправление и какое-то подобие закона. В самом начале нам бодро описывают уже известный лор: добровольные или нет заключенные выбирают только одно блюдо и договариваются есть лишь его и ничего больше. Платформа с яствами теперь доезжает до нижних уровней, но почему каждый месяц все равно заканчивается кровавой поножовщиной?
Тут Гастелу-Уррутия садится на того самого конька, на котором, очевидно, хотел проехаться еще в первой части: что будет, если в филиале ада на Земле построить иллюзию контроля? Испанец неожиданного продолжает мысль второй «Дюны» — ничего хорошего. Некогда упадочные герои превращаются в тиранов, стоит им заполучить хоть какую-то власть. Опасность следования за ненадежными лидерами, двойственность мессий, неумение устанавливать порядок мирным словом, а не жестоким делом... Гальдер продолжает копаться в самых дальних, тщательно скрываемых уголках зверской натуры человека и приходит к неутешительным выводам.
При этом если фраза в синопсисе о том, что сиквел покажет, кто дергает в Яме за ниточки, показалась вам обманкой, присмотритесь еще раз. Мы действительно так и не увидели коварный менеджмент тюрьмы и не доехали до нулевого этажа, но это и не нужно. Глядя на то, с каким рвением бесправные люди в Яме терзают и мучают друг друга, нам уже ничего не нужно знать о верхушке, придумавшей эту систему. Это то самое безликое и бесформенное зло, которому для полного доминирования нужно отнять у себе подобных основы их личностей и просто наблюдать… Актуальность этой, возможно, раздутой, зато яркой метафоры обескураживает тем сильнее, чем больше новостей мы параллельно читаем. И тут же любопытно становится, как с похожей задачей справится не менее шокирующий собрат «Платформы», запланированный на конец года второй сезон «Игры в кальмара».
Может показаться, что сиквел «Платформы» был необязателен — населенная новыми голодающими лента играет по тем же правилам, незначительно расширяя вселенную проекта. Тем не менее это уникальное, почти гипнотическое зрелище, местами погружающее в транс, отвращающее культом потребления, доведенным до абсурда, а иногда и вовсе превращающееся в аудиовизуальный перформанс. Заключительный 20-минутный сет — торжество формы над содержанием, когда над телом и духом надругались уже настолько, что не остается сил этому противостоять. Мастерский саунд-дизайн, зловещий красный свет, заливающий и без того неприглядные декорации, удушающий каменный мешок, религиозные символы — все наследует первый фильм и дарит параноидальные переживания.
Не каждому зрителю будет по силам пройти подобное очищение, принять такой взгляд на собственную природу, но, как и в первой части, зрелище затягивает, стоит только начать. Хотя с сохранностью наших нервов автор явно не церемонится, заигрывая то с элементами боди-хоррора, то более глубинными страхами, он порождает и увлекательную, универсальную историю. Нам просто любопытно, дойдет ли хоть один главный герой до своей цели, какой бы призрачной она ни была. В сиквеле это выглядит еще более нереальным, ведь за фасадом порядка здесь кроется еще большее насилие, а главным посланием заключенных наверх является уже не аппетитная панна-котта как символ человеческой гордости даже в крайней нужде.
«Платформа 2» — все такое же неистовое, опустошающее, поражающее своей честностью произведение. Оно заслуживает внимания уже хотя бы потому, что, возможно, оставленный ею шрам будет ныть в те моменты, когда в будничном потоке нам захочется подрезать кого-то на дороге, урвать последнюю булочку в пекарне, а то и вовсе подставить коллегу по работе. Или еще как-то самоутвердиться за счет того, у кого сегодня день похуже… А еще какой же невероятной вкусной вам покажется самая обычная пицца Маргарита! И все же не стоит продавать за нее душу.
В продолжении «Платформы» Гальдер Гастелу-Уррутия пошел еще дальше. Первая часть била по страху перед истощением ресурсов и активизировала в людях первобытный инстинкт выживания, да еще и вышла в ковидное время. А вот сиквел переключился на социальную проблематику, по ходу указав на самый губительный наш импульс — жажду власти. В Яме, придуманной чьим-то извращенным сознанием тюрьме более чем в 300 этажей, после бесчинства первой картины завелись кланы, самоуправление и какое-то подобие закона. В самом начале нам бодро описывают уже известный лор: добровольные или нет заключенные выбирают только одно блюдо и договариваются есть лишь его и ничего больше. Платформа с яствами теперь доезжает до нижних уровней, но почему каждый месяц все равно заканчивается кровавой поножовщиной?
Платформа 2
Озвученный трейлер фильма. LostFilm.TV
Тут Гастелу-Уррутия садится на того самого конька, на котором, очевидно, хотел проехаться еще в первой части: что будет, если в филиале ада на Земле построить иллюзию контроля? Испанец неожиданного продолжает мысль второй «Дюны» — ничего хорошего. Некогда упадочные герои превращаются в тиранов, стоит им заполучить хоть какую-то власть. Опасность следования за ненадежными лидерами, двойственность мессий, неумение устанавливать порядок мирным словом, а не жестоким делом... Гальдер продолжает копаться в самых дальних, тщательно скрываемых уголках зверской натуры человека и приходит к неутешительным выводам.
При этом если фраза в синопсисе о том, что сиквел покажет, кто дергает в Яме за ниточки, показалась вам обманкой, присмотритесь еще раз. Мы действительно так и не увидели коварный менеджмент тюрьмы и не доехали до нулевого этажа, но это и не нужно. Глядя на то, с каким рвением бесправные люди в Яме терзают и мучают друг друга, нам уже ничего не нужно знать о верхушке, придумавшей эту систему. Это то самое безликое и бесформенное зло, которому для полного доминирования нужно отнять у себе подобных основы их личностей и просто наблюдать… Актуальность этой, возможно, раздутой, зато яркой метафоры обескураживает тем сильнее, чем больше новостей мы параллельно читаем. И тут же любопытно становится, как с похожей задачей справится не менее шокирующий собрат «Платформы», запланированный на конец года второй сезон «Игры в кальмара».
Может показаться, что сиквел «Платформы» был необязателен — населенная новыми голодающими лента играет по тем же правилам, незначительно расширяя вселенную проекта. Тем не менее это уникальное, почти гипнотическое зрелище, местами погружающее в транс, отвращающее культом потребления, доведенным до абсурда, а иногда и вовсе превращающееся в аудиовизуальный перформанс. Заключительный 20-минутный сет — торжество формы над содержанием, когда над телом и духом надругались уже настолько, что не остается сил этому противостоять. Мастерский саунд-дизайн, зловещий красный свет, заливающий и без того неприглядные декорации, удушающий каменный мешок, религиозные символы — все наследует первый фильм и дарит параноидальные переживания.
Не каждому зрителю будет по силам пройти подобное очищение, принять такой взгляд на собственную природу, но, как и в первой части, зрелище затягивает, стоит только начать. Хотя с сохранностью наших нервов автор явно не церемонится, заигрывая то с элементами боди-хоррора, то более глубинными страхами, он порождает и увлекательную, универсальную историю. Нам просто любопытно, дойдет ли хоть один главный герой до своей цели, какой бы призрачной она ни была. В сиквеле это выглядит еще более нереальным, ведь за фасадом порядка здесь кроется еще большее насилие, а главным посланием заключенных наверх является уже не аппетитная панна-котта как символ человеческой гордости даже в крайней нужде.
«Платформа 2» — все такое же неистовое, опустошающее, поражающее своей честностью произведение. Оно заслуживает внимания уже хотя бы потому, что, возможно, оставленный ею шрам будет ныть в те моменты, когда в будничном потоке нам захочется подрезать кого-то на дороге, урвать последнюю булочку в пекарне, а то и вовсе подставить коллегу по работе. Или еще как-то самоутвердиться за счет того, у кого сегодня день похуже… А еще какой же невероятной вкусной вам покажется самая обычная пицца Маргарита! И все же не стоит продавать за нее душу.
Читайте также
Последние комментарии
Все комментарии (4)
Все комментарии (4)
peterlost
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
11 октября 2024 в 19:17:30
Просмотрел первые 10 минут и смотреть дальше вообще не захотелось.
Ivan Petrov
Scka4ok | Постоянный зритель
Scka4ok | Постоянный зритель
13 октября 2024 в 20:36:28
полнейшее разочарование. я продержался 25 минут. проиграл эту схватку. сдался.
Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Заслуженный зритель