Заменить всех человеков!
26 ноября 2023 г.
Премьера фильма «Создатель»
Снять фильм, в котором персонажи, обладающие искусственным интеллектом, являются бесправным меньшинством, — это, конечно, смелый выбор в то время, когда лидеры европейских стран собирают саммиты для обсуждения реальности и серьезности угрозы ИИ, а простые люди борются за то, чтобы корпорации не превратили их труд в ничто и не заменили их цифровыми «коллегами». Однако по-хорошему шокирующая научно-фантастическая драма «Создатель» от режиссера Гарета Эдвардса использует чувствительную тему искусственного интеллекта главным образом как приманку. В действительности фильм гораздо глубже, чем хочет показаться в трейлере и описаниях.
По сюжету, Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон), бывший спецназовец, озлобленный и убитый горем после неудачной операции под прикрытием, теперь живет недалеко от того места, где раньше был Лос-Анджелес. Облачившись в защитный костюм, он убирает радиоактивные отходы в замурованном кратере, оставшемся после взрыва, в результате которого погибла его семья и еще около миллиона человек, — работа настолько жалкая, что ее можно рассматривать как акт не столько эскапизма, сколько селфхарма. Но внезапно от коллеги он узнает, что Лос-Анджелес стерли с лица Земли не кто иные, как носители ИИ. И как раз с целью занять рабочие места глупых людишек.
И хотя такая затравка больше напоминает рефрены страшилок об иммигрантах, чем рассуждения о ChatGPT, «Создатель» на самом деле не интересуется тем, как технологии повлияли на труд. И здесь даже не стоит вопрос о том, есть ли у андроидов, часть которых выглядит как роботы, а другая имеет человеческие лица, сознание — очевидно, что оно у них есть. В фильме носители ИИ выступают как многогранный символ инаковости, и в центре внимания оказываются не они, а люди, стремящиеся их уничтожить, и то, как эти люди оправдывают и рационализируют свои жестокие действия. Можно ли назвать дегуманизацией то, что происходит в картине с роботами? На этот вопрос сразу и не ответишь, однако показанное насилие, совершаемое против них людьми во имя спасения мира, так или иначе носит особый американский колорит. Что ж, рефлексия США по отношению к своей лидирующей позиции в мире и ее последствиям всегда была сильной стороной американского кинематографа.
Эдвардс до режиссуры работал в области цифровых эффектов, а свой дебют «Монстры» 2010 года снял в условиях ограниченного бюджета, самостоятельно создавая высококачественных CGI-существ. Его фильмы неизменно впечатляют визуалом, в них переплетаются потустороннее и реальное, но ранее персонажи не были сильной стороной Гарета. «Создатель» — первый проект Эдвардса, в котором обнаруживается эффективный эмоциональный стержень, во многом благодаря тому, насколько близоруким оказывается главный герой. Джошуа был винтиком военной машины и не испытывал никакого когнитивного диссонанса, когда подружился с повстанцами ИИ и влюбился в их лидера Майю (Джемма Чан), понимая при этом, что в итоге поступит с ними плохо. Спустя пять лет после тех событий Джошуа испытывает сожаление, но, похоже, не переосмысливает ни саму ситуацию, ни свои мотивы.
Поклонникам сай-фая будет отрадно знать, что «Создатель» по духу ближе к сериалу «Андор», чем к блокбастеру Эдвардса «Изгой-один». Съемки истории, в которую включены самые разные представители человеческого и технологического видов, проходили в Камбодже, Индонезии, Японии и Непале. Фильм также явно отсылает нас к «Бегущему по лезвию» своими нависающими над рисовыми полями монструозными башнями и скоплениями домов из гофрированного металла, а также нотками техно-ориентализма и киберпанка.
Среди прочих научно-фантастических стандартов, на которые опирается «Создатель», можно отметить «Чужого» (здесь есть отряд солдат, возглавляемый мужественной героиней Эллисон Дженни) и вселенную «Марвел» (огромный летающий корабль, который сканирует местность из стратосферы, готовясь в любой непонятной ситуации запустить ракеты). И на фоне всей этой героической иконографии рвет сердца зрителей шестилетняя девочка-андроид (Мэделин Юна Войлс), которая любит мультфильмы. И Джошуа закономерно думает: «Если ИИ не может чувствовать, если их реакции — всего лишь код, то уничтожение одного, пусть и ребенка, не должно быть чем-то из ряда вон выходящим, верно?».
И, разумеется, такой сеттинг не смог избежать связи с фильмами о войне во Вьетнаме: футуристические корабли на воздушной подушке парят над рисовыми плантациями, а американские военные угрожают плачущим под дулами автоматов местным жителям. Не в силах больше верить, что он просто делает то, что необходимо для спасения человечества, Джошуа в итоге обнаруживает себя в панике бегущим через зону боевых действий со смертоносным ребенком на буксире. Так что «Создатель» может и является своего рода эффектной ревизией американского империализма, но покорит он вас не только этим.
По сюжету, Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон), бывший спецназовец, озлобленный и убитый горем после неудачной операции под прикрытием, теперь живет недалеко от того места, где раньше был Лос-Анджелес. Облачившись в защитный костюм, он убирает радиоактивные отходы в замурованном кратере, оставшемся после взрыва, в результате которого погибла его семья и еще около миллиона человек, — работа настолько жалкая, что ее можно рассматривать как акт не столько эскапизма, сколько селфхарма. Но внезапно от коллеги он узнает, что Лос-Анджелес стерли с лица Земли не кто иные, как носители ИИ. И как раз с целью занять рабочие места глупых людишек.
Создатель
Озвученный трейлер фильма. LostFilm.TV
И хотя такая затравка больше напоминает рефрены страшилок об иммигрантах, чем рассуждения о ChatGPT, «Создатель» на самом деле не интересуется тем, как технологии повлияли на труд. И здесь даже не стоит вопрос о том, есть ли у андроидов, часть которых выглядит как роботы, а другая имеет человеческие лица, сознание — очевидно, что оно у них есть. В фильме носители ИИ выступают как многогранный символ инаковости, и в центре внимания оказываются не они, а люди, стремящиеся их уничтожить, и то, как эти люди оправдывают и рационализируют свои жестокие действия. Можно ли назвать дегуманизацией то, что происходит в картине с роботами? На этот вопрос сразу и не ответишь, однако показанное насилие, совершаемое против них людьми во имя спасения мира, так или иначе носит особый американский колорит. Что ж, рефлексия США по отношению к своей лидирующей позиции в мире и ее последствиям всегда была сильной стороной американского кинематографа.
Эдвардс до режиссуры работал в области цифровых эффектов, а свой дебют «Монстры» 2010 года снял в условиях ограниченного бюджета, самостоятельно создавая высококачественных CGI-существ. Его фильмы неизменно впечатляют визуалом, в них переплетаются потустороннее и реальное, но ранее персонажи не были сильной стороной Гарета. «Создатель» — первый проект Эдвардса, в котором обнаруживается эффективный эмоциональный стержень, во многом благодаря тому, насколько близоруким оказывается главный герой. Джошуа был винтиком военной машины и не испытывал никакого когнитивного диссонанса, когда подружился с повстанцами ИИ и влюбился в их лидера Майю (Джемма Чан), понимая при этом, что в итоге поступит с ними плохо. Спустя пять лет после тех событий Джошуа испытывает сожаление, но, похоже, не переосмысливает ни саму ситуацию, ни свои мотивы.
Поклонникам сай-фая будет отрадно знать, что «Создатель» по духу ближе к сериалу «Андор», чем к блокбастеру Эдвардса «Изгой-один». Съемки истории, в которую включены самые разные представители человеческого и технологического видов, проходили в Камбодже, Индонезии, Японии и Непале. Фильм также явно отсылает нас к «Бегущему по лезвию» своими нависающими над рисовыми полями монструозными башнями и скоплениями домов из гофрированного металла, а также нотками техно-ориентализма и киберпанка.
Среди прочих научно-фантастических стандартов, на которые опирается «Создатель», можно отметить «Чужого» (здесь есть отряд солдат, возглавляемый мужественной героиней Эллисон Дженни) и вселенную «Марвел» (огромный летающий корабль, который сканирует местность из стратосферы, готовясь в любой непонятной ситуации запустить ракеты). И на фоне всей этой героической иконографии рвет сердца зрителей шестилетняя девочка-андроид (Мэделин Юна Войлс), которая любит мультфильмы. И Джошуа закономерно думает: «Если ИИ не может чувствовать, если их реакции — всего лишь код, то уничтожение одного, пусть и ребенка, не должно быть чем-то из ряда вон выходящим, верно?».
И, разумеется, такой сеттинг не смог избежать связи с фильмами о войне во Вьетнаме: футуристические корабли на воздушной подушке парят над рисовыми плантациями, а американские военные угрожают плачущим под дулами автоматов местным жителям. Не в силах больше верить, что он просто делает то, что необходимо для спасения человечества, Джошуа в итоге обнаруживает себя в панике бегущим через зону боевых действий со смертоносным ребенком на буксире. Так что «Создатель» может и является своего рода эффектной ревизией американского империализма, но покорит он вас не только этим.
Читайте также
Последние комментарии
Все комментарии (17)
Все комментарии (17)
vadiksch
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
26 ноября 2023 в 22:10:41
Откровенно слабый фильм с неплохим визуалом...
7ver20010
Постоянный зритель
Постоянный зритель
27 ноября 2023 в 00:13:53
Очень слабые сюжет, и постановка. Но на удивление качественный визуал.
IvanR83
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
27 ноября 2023 в 01:35:49
Роботы и азиаты против американских военных арийской внешности, что тянет на откровенный расизм.
Сюжет фуфло, как и очень многие сюжетные моменты.
Оружие там у них какое то странное, вместо автопушки которая была ещё в одной из первых частей чужого или дронов камикадзе у них какие то сракеты которые наводятся пол часа и роботы камикадзе. А мегатанки размером со стадион - это просто фейспалм.
Сюжет фуфло, как и очень многие сюжетные моменты.
Оружие там у них какое то странное, вместо автопушки которая была ещё в одной из первых частей чужого или дронов камикадзе у них какие то сракеты которые наводятся пол часа и роботы камикадзе. А мегатанки размером со стадион - это просто фейспалм.
еще 4
комментария
Ep1nephr1ne
в ответ на комментарий
Постоянный зритель
Постоянный зритель
28 ноября 2023 в 13:29:21
Ты чем смотрел вообще?
Азиаты положительные, роботы хорошие, а белые - плохие.
Азиаты положительные, роботы хорошие, а белые - плохие.
nataliafelis
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
29 ноября 2023 в 13:03:47
Белое население(в фантастических кинофильмах) массово не воюет. Вспомните хоть Мстителей, войну с Таносом. Кто выходит на последнюю битву? Некоторые герои... и? черная армия Ваканды и тибетские воины Стрэнджа. Никакой белой армии там нет, отдельные белые герои - да.
GarrettHolden
в ответ на комментарий
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
29 ноября 2023 в 21:28:28
Не так
Азиаты отрицательные, роботы плохие, белые хорошие
Азиаты отрицательные, роботы плохие, белые хорошие
nataliafelis
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
27 ноября 2023 в 16:18:26
Красивая картинка и больше ничего, никакой внятной идеи
Sss Sss
bibleo | Заслуженный зритель
bibleo | Заслуженный зритель
28 ноября 2023 в 20:35:30
Что-то какая-то глупость. Огромная хреновина летает прямо не так уж и высоко, видно с земли хорошо, и пускает прямо из под себя ракеты. Более простой цели даже представить трудно. Делают роботов с искусственным интеллектом, но нет ракеты, позволяющей уничтожить такую малоподвижную и заметную цель? Взять ту же СВО, никто ракеты так уже не пускает давно)).
emmgold
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
28 ноября 2023 в 22:18:45
Вот как будто это очень старый фильм. И бочку на ножках на мосту я помню...
reg-me
Заслуженный зритель
Заслуженный зритель
29 ноября 2023 в 16:42:00
Самое удивительное и впечатляющее в этом фильме, это роботы монахи (буддистские), которые и обряды даже проводят и верят в это всё.
Дмитрий Трохинин
TDAdss | Заслуженный зритель
TDAdss | Заслуженный зритель
29 ноября 2023 в 22:00:43
фильм так себе. мутный и нудный.
Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Заслуженный зритель
Чё ,бнять??а по-русски никак на российском же ресурсе??у вас там кто эти статейки строчит,пролиберастный чёрт какой-то или студентов с филфака набираете??